©
МК-Бульвар от 18 октября 2004г. Беседу вел Владимир ЧИСТЯКОВ
"Ксения Алферова: «Когда я была адвокатом, на моих слушаниях рыдал весь
зал".
Она честно пыталась уйти от света софитов в тень. Хотя все детство Ксения Алферова провела на съемочных площадках, после школы пошла учиться на юриста.
На недоуменные взгляды окружающих она очень убедительно - сказывались актерские гены - объясняла: мол, ничего удивительного, у нас по маминой линии все юристы.
После окончания Юридической академии карьера складывалась многообещающе: работа в крупной английской компании, высокие заработки, поездки по всему миру.
А она опять взяла да и сделала крутой вираж: вместо дальнейшего повышения по служебной лестнице подала документы в Школу-студию МХАТ.
— На самом деле я всегда жила двойной жизнью.
Когда я училась на первых курсах Юридической академии, параллельно играла
в театре "Современник" в детском спектакле "Кентервильское
привидение". Почему я там оказалась - до сих пор загадка. Спектакль
сдали Галине Волчек, но в последний момент ей не понравилась девочка, игравшая
главную роль. Так что меня "вводили" в очень короткий срок. Моим
партнером был Марат Башаров, который, в отличие от меня, не поступил на
юридический. Тот Марат о-о-очень сильно отличался от Марата сегодняшнего.
Он был такой маленький, смешной, похожий на какую-то худенькую птичку...
В кино меня тоже часто звали. Ходила на пробы, чаще утверждали, но от съемок
я всегда отказывалась. Тешила таким образом свое самолюбие: мол, я чего-то
стою. |
|
— Вы теперь, Ксения, дипломированная актриса, а помните тот момент, когда впервые оказались на съемочной площадке?
—Я совсем маленькая была. Папа тогда взял меня на съемки фильма "Женщина в белом". Я играла девочку-нищенку, которая сидела ночью на улице в сильный мороз и просила милостыню. Ужас. Раньше пленку не жалели, поэтому снимали долго и подробно. Дублей было много, а это очень-очень скучно для маленького ребенка - сидеть на морозе и мерзнуть (смеется). Поэтому мне совершенно тогда не понравилось сниматься. И я сказала гордо в автобусе: "Теперь я знаю, что такое съемка: сиди и мерзни, сиди и мерзни!"
|
|
— Не простудились?
— Я ведь была нищенка, поэтому на меня надели огромное количество одежды, сверху нацепили драных платков... И, хотя мне было холодно, я не заболела. Но страсть к съемкам это отбило надолго. Мне намного больше нравилось, когда брали на "Мосфильм", где снимали исторические фильмы, там были красивые декорации. Каждый павильон - дом средневековый, замок или лес. Мне было интереснее бродить по этим местам и придумывать свои истории. |
|
— Уже учась в школе, вы опять попробовали сняться в кино, правда, теперь уже с мамой. И опять негатив, опять не понравилось...
— Сцена происходила в подъезде дома. На мою беду, подъезд этот был стеклянный, то есть съемочную группу видно со всех сторон. Вечер, вокруг подъезда собрались живущие в доме люди. А у меня - одна осечка за другой. Тогда мама стала мне резко выговаривать после каждого дубля: "Плохо! Значит, так: смотришь вниз, потом туда, потом сюда. Теперь делаешь. Еще раз". Зная мой характер, она задела потаенные струнки. И вместо того чтобы расплакаться, уйти, обидеться, я тогда четко, со слезами на глазах, сжав зубы, сыграла свой эпизод. В итоге сцена получилась очень хорошая. |
|
— Ваша мама часто говорит, что с самого детства вы были очень самостоятельным ребенком. У вас не возникало конфликтов из-за этого?
— Что вы?! Родителям-актерам только на руку, когда у них ребенок самостоятельный. Сама разогрела курицу, сама поела, сама пошла погуляла, сама уроки сделала... Эта самостоятельность мне только всячески способствовала. А конфликтов удавалось избежать благодаря моей маме. На мой взгляд, ей бы надо книгу написать, как правильно воспитывать детей. Она наблюдает со стороны и вмешивается в процесс только тогда, когда это нужно, - чтобы уж совсем крутых виражей ребенок не делал. |
|
— Но в школе, говорят, вы были неисправимой хулиганкой. И маме, наблюдающей за вами со стороны, приходилось частенько краснеть перед учителями за свою буйную дочку.
— Краснеть за меня не пришлось никому. Когда я перешла в новую школу, меня невзлюбила классная руководительница. Но наша антипатия была обоюдной. В этой ситуации мне очень помогла мама. Когда ее вызвали в школу, учительница наговорила про меня ей кучу гадостей. А мама спокойно ответила: "Вы меня простите, пожалуйста, но, наверное, вы про кого-то другого речь ведете. Мой ребенок не такой". Больше гадости ей про меня не говорили. А недавно мне снилась эта учительница в ужасном и жутко неприятном сне. |
|
— И больше в школу маму не вызывали?
— Я, конечно, была активная, такая хулиганистая. Но окна не разбивала, кабинеты химии не взрывала... В первом классе, в первой четверти, когда я жила в Новосибирске у бабушки, в школу вызывали тетю. На перемене я бегала, бегала, была в возбужденном состоянии и... наткнулась на директора школы. От неожиданности я встала по стойке "смирно" и выкрикнула что-то вроде: "Здравия желаю, товарищ командир!" Почему-то был страшный скандал. |
|
"Нравились киношные женщины-юристы" |
|
— А потом актерская дочь Ксения Алферова решила идти в юристы. Почему?
— Моя тетя, царство ей небесное, была очень хорошим уголовным юристом. А уголовный процесс - это своего рода театральное действо. Тетя находила неожиданные ходы для защиты человека. Моя мама была на одном слушании, и то, что она там увидела и услышала, ее потрясло. Сначала рыдал зал, потом - народные заседатели, потом судья платочком вытирался, потом сама подзащитная плакала к концу слушания. И в итоге человека оправдали. Мама потом часто повторяла, что многие хорошие актрисы не смогли бы так управлять залом, как тетя Таня. Наверное, это запало мне в душу. |
|
— Зато вы правильно говорили сразу на двух языках
- русском и английском, да еще неплохо окончили юридический. Проблем с
трудоустройством, как я понял, не было?
— Да, сразу после окончания института меня взяли
работать в английскую юридическую фирму. И я всем понравилась: "пятерки",
такой диплом, знание английского языка... |
|
— Долго проработали в фирме?
— Ну-у-у-у, год с лишним. |
|
— А почему вдруг все бросили - ведь работа была многообещающая и денежная?..
— Да, но очень скучная! (Смеется.) Никакого творчества, все чинно и монотонно. Я поняла, что превращаюсь в нервного юриста, а настоящая Ксения исчезает. |
|
— Как родители отнеслись к этому выбору?
— Это было мое личное
решение (хмыкает), которое обсуждению не подлежало.
|
|
— Зато вам сейчас проще,
чем другим актерам. Личный агент не нужен — сами можете составить или проверить
контракт...
— Нет, я могу прочитать чужой контракт, но как только дело касается меня
самой — знания и навыки улетучиваются. |
|
— Кто для вас идеал среди
артистов — кроме, конечно, родителей?
— Помню, когда я увидела Мерил Стрип, у меня перехватило дыхание — со
мной произошло такое впервые. Я вывалила на нее тогда целую гору комплиментов.
Ее ответная реакция была потрясающей: “О, спасибо!”. У нее слезы в глазах были,
она жала мне руку и благодарила за теплые слова. Жалко, что у нас таких “звезд”
мало. |
|
«Диплом я получала больше
для бабушки» |
|
— Как реагируете на
материалы в прессе о семье?
— Больную тему затронули. А как бы вы себя повели, когда тебе посреди
ночи звонит журналист и спрашивает: “Правда ли, что ваш папа погиб?” Даже когда
ты через десять минут разговариваешь со здоровым отцом, эти десять минут —
серьезное испытание для психики. А если звонят не мне, а бабушке? Этих десяти
минут пожилому человеку достаточно, чтобы распрощаться с жизнью... |
|
— Следите за успехами отца?
—У папы есть очень интересные театральные работы. И они все разные и
яркие. Через это я как-то по-другому стала воспринимать папу. Вижу то, чего я
раньше не видела. |
|
— В личном общении папа для
вас поменялся за эти годы?
— Да, он повзрослел. Стал более внимательным к близким. |
|
— Часто видитесь?
— С мамой чаще. Потому что я постоянно езжу к бабушке. Я готова
рассказывать всем на примере мамы, как надо общаться со своими родителями. Она
бывает у бабушки каждый день. |
|
— В этом году вы получали театральный диплом. Однако ваша мама в это
время была в Лондоне. Не обидно, что ее не было рядом?
— Не-е-е-ет. Это мероприятие было важным даже не столько для меня,
сколько для бабушки. Бабушка этого ждала всю сознательную жизнь — когда же
внучка перестанет дурью маяться и станет “настоящей актрисой” с дипломом. Для
нее это был праздник, но она опоздала: автомобильные пробки. Из-за этого мне
диплом вручали два раза, ведь моя фамилия идет в самом начале. Я уже уселась на
место и вдруг вижу: входит бабушка в новом платье. Ну красавица просто.
Нафуфырилась, сделала новую прическу... Я поняла, что если она поймет, что
диплом мне уже отдали, огорчится. Судорожно начала думать: что делать?
Обратилась к ректору посередине церемонии: “Я вас очень прошу, пожалуйста,
вручите мне еще раз диплом”. Бабушка гордо вышла вперед. Мне еще раз вручили
диплом. Все стали кричать, хлопать. Бабуля была счастлива. |
|
«Мужа-актера я никогда не
хотела» |
|
— Я знаю, что вы не
рассказываете о своей личной жизни...
— Ну, о каких-то подробностях точно говорить не буду. |
|
— Попробуем походить
вокруг? Известно, что две творческие личности в одном доме редко уживаются. Ваш
супруг, Егор Бероев, из артистической среды. Вы хотели мужа-актера?
— Кто угодно, только не актер! Среди нашей профессии настоящих мужчин
мало. Я не говорю о другой сексуальной ориентации, а именно о мужчинах, которые
и в жизни остаются таковыми. Мне в этом смысле повезло. |
|
— Видимо, хорошо искали...
— Ну, это все на небесах происходит. |
|
— Вы — человек верующий?
— Да.
|
|
— Вас не смущает, что сейчас модно быть крещеным и ходить в церковь?
— Не-е-е-ет. Мы крестились не потому, что модно. Один-два раза — модно.
А потом возникает необходимость приходить постоянно, задавать вопросы и
получать на них ответы. Мы же неграмотные в смысле религии. Мы же ничего не
знаем. Из-за этого часто формируется неправильное отношение к религии. Вот и
Егор крестился после встречи со мной и Леной Цыплаковой, которая стала его
крестной матерью. |
|
— Все актеры — люди суеверные. Однако с верой в Бога это как-то не
стыкуется...
— Я была очень суеверной. Меня, если честно, от этого Егор вылечил. Убедил
меня: что должно произойти, то произойдет. Раньше, когда приходилось
возвращаться домой, я обязательно смотрелась в зеркало, высовывала язык. Теперь
такими глупостями не занимаюсь. Все прошло само собой. Когда ты узнаешь, что же
это такое на самом деле: вера, христианство, Библия, а рядом есть люди, которые
могут тебя направить, — вся эта глупость отпадает сама собой. Теперь это просто
смешно и глупо. |
|
— Рассказывают, что после свадьбы Егор подарил вам целый домик в
деревне?
— Домик в деревне (смеется)... Он далеко — это 600 км от Москвы. Дом
купил Егор еще до того, как мы встретились. Но когда он меня туда привез —
просто влюбилась в те места. Ой! Какая там тишина! А как красиво: сосновый бор,
река, поля... Многие не понимают, говорят: “Боже, как это далеко!” Но если у
нас выдаются 2—3 дня, то мы всегда едем туда. Выходишь из машины — и физически
ощущаешь, что вся дрянь, суета, которая накапливается в Москве, раз — и
исчезает. Этим летом я видела, как к нашему дому подходили лоси, зайцы
беременные, ежики... |
|
— Это что — хижина лесника в заповеднике?..
— Это не заповедник, но ощущение такое, что действительно находишься в
каком-то волшебном месте. Нет людей вокруг, домов... Это такой хутор с
несколькими домиками. Там никто постоянно с хозяйством не живет. Мы и еще одна
семья — приезжаем наездами. |
|
— Завидую!
— Не надо! (Смеется.) Вы лучше поезжайте туда: домики там можно купить
очень дешево. Там таких мест много рядом — хуторков заброшенных. Все
суперкурорты отдыхают по сравнению с тем зарядом энергии, которою ты получаешь
там. |
|
— Правда, что там вы начали рисовать?
— Егор подарил мне на день рождения настоящий-настоящий итальянский
мольберт, с красками и красивыми кистями. Стало просто интересно попробовать.
Ведь таланта к рисованию я за собой никогда не замечала. Первый рисунок был
очень смешной — будто девочка-первоклассница на уроке рисования что-то
намалевала. Как сказал Егор: “Облако — гениально!” Облако действительно
получилось очень красивым, а дальше пошли стереотипы. Березка должна быть
такая, птичка — такая... Егор мне долго объяснял, что главное — отпустить себя,
просто видеть, воспринимать по-своему. Нужно рисовать свои ощущения, тогда
получится хорошо. |
|
— Что любите рисовать?
— У нас на хуторе необыкновенные закаты — какие-то фантастические и
невероятно красивые цвета. Их и люблю рисовать. |
|
— У вас с мужем нет ни одной совместной кинокартины. А сами бы хотели
сняться вместе?
— Мы очень этого хотим, но нам даже не предлагали сниматься вместе. Однажды
мы репетировали вместе один спектакль во МХАТе, который, увы, так и не вышел. Но
работать вместе нам понравилось. |
|
— Вы с Егором репетируете друг перед другом, показываете свои варианты
роли?
— Нет, этого делать нельзя. |
|
— Но когда Егор готовился к фильму “Папа”, говорят, он дома каждый день
репетировал у зеркала со скрипкой...
— Это же не роль — он учился правильно ставить руку. Занимался с
педагогом, которого порекомендовал Спиваков. А для того чтобы поставить руку,
нужно не просто ходить к учителю, но и заниматься дома, перед зеркалом. Правда,
его репетиции поначалу чуть не свели с ума нашего кота. Когда Егор только
заиграл на скрипке, тот с безумными глазами и взъерошенной шерстью пулей
вылетел на кухню. После этого случая он стал подкладывать платочек под струны.
В итоге руку в фильме, как говорят профессионалы, Егор держит правильно. |
|
— Когда есть возможность, приезжаете друг к другу на съемки?
— Обязательно! Мы помогаем друг другу. У нас одинаковый взгляд на эту
профессию. |
|
— Неужели присутствие близкого человека на площадке не смущает?
— Если есть сцены любовные, это не столько мне помешает, сколько моему
партнеру. |
|
— А ревности не возникает?
— Я не знаю, что у Егора там, в глубине (смеется) души, творится, но он
уверяет, что не ревнует. Если бы ревность возникала, то жить в этой профессии
было бы невозможно. Когда у меня была одна постельная сцена, я страшно
переживала: как, что?.. Думала, что откажусь раздеваться. А Егор меня убедил,
что это будет невероятно красиво, тем более, когда тебя снимает такой оператор,
как Сергей Козлов (“Одиссея” Андрона Кончаловского. — В.Б.). Я думала
раньше: как можно целоваться с незнакомым человеком? Но оказалось, что это не
имеет никакого отношения к чувствам и каким-либо эмоциям: повернулась сюда,
этот мускул напрягла... Смешно! |
|
— Егор раньше любил скорость. Гонял на мотоциклах, машинах. Сейчас,
говорят, поостыл. Признайтесь: это вы его перевоспитали?
— Заставить Егора нельзя. Я не могу ему сказать: “Все, я запрещаю!” Хотя,
наверное, могу. Но ни к чему хорошему это не приведет. У него, видимо,
появилось какое-то дополнительное чувство ответственности: ты уже не один. И ты
должен себя для любимого человека сохранить. Я, например, тоже любительница
острых ощущений. Но сейчас уже не стала бы прыгать с трех тысяч метров с
парашютом. Я, конечно, могу прыгнуть, но у меня же есть Егор. Он будет
волноваться. |
|
— Так начинают думать после рождения ребенка. Думаете о малыше?
— А вот на эту тему (улыбается) я говорить не буду. |
|