©
«Независимая
газета» №145 Пятница. 19.07.2002г., Екатерина
Сальникова
"Петербург
сойдет за Канны"
Продюсер «Терминатора»
снимает кино о русском идеализме
Джон Дэйли -
живая легенда американского и мирового
кино. И «Взвод», и «Терминатор», и «Последний
император» обязаны своим появлением и
успехом Джону Дэйли. Сейчас звезда
продюсерства - в России. Идет работа над
фильмом, в котором Дэйли выступает еще
и как режиссер. |
Картина пока носит неуклюжее название
«Санкт-Петербург - Канны экспресс» и
являет собой авантюрную мелодраму
времен первой русской революции. Юная
героиня, которую играет Ксения
Алферова, совершает покушение на
прокурора, сославшего ее брата на
каторгу опять же за революционную
деятельность. А как только человек
ставит себя вне закона, его жизнь
превращается в бесконечный экшн погонь,
преследований, риска и непредвиденных
событий. Судьба приводит героиню в
Канны, и там действие обретает еще
более умопомрачительный характер. За
реалистичность фильма ручаться не
приходится. Но картинка будет красивая
- по пятнадцати минутам пробного
монтажа это уже видно. Костюмы, russian
колорит, холодный и туманный воздух
нашего столичного севера начала XX века. |
Материал уже почти отснят. Съемки
проходили в основном в Петербурге. Как
рассказал оператор Евгений Корженков,
приходилось тщательно маскировать
современную рекламу на улицах, где
велись натурные съемки. Специально
договаривались с директором одной бани,
чтобы киношникам позволили выстроить
дополнительный потолок и устроить
эффектный провал героя в женскую
купальню. Петербург оказался
универсальным европейским городом, в
котором сняли заодно каннские
интерьеры и даже сцену на каннском
вокзале. Теперь остается только
съездить во Францию, чтобы запечатлеть
городскую натуру. |
На вопрос о том, не боится ли Дэйли
делать фильм, где нет ни одной звезды,
умудренный опытом маэстро сказал: «Иногда
звезда раскручивает фильм, иногда -
наоборот. Трудно угадать, как
повернется дело. Однажды Эрик Робертс,
который у меня снимался, спросил, не
возьму ли я на какую-нибудь роль его
сестру. А через несколько картин она
стала звездой...» |
|
После пресс-конференции Джон Дэйли дал
интервью «НГ» |
- Джон, в вашей картине играют русские
и английские актеры. А почему вы не
взяли никого из американцев?
- Американцы тут ни при чем. Они не
европейцы. А русские и англичане -
европейцы. И вполне логично, что именно
они разыгрывают сюжет, имеющий прямое
отношение к истории Европы. Если бы
сюда затесались американцы... Это все
равно что русские актеры изображали бы
американских ковбоев.
- В чем для вас отличие русских
исполнителей и как вы с ними работаете,
по системе Станиславского?
- Российские актеры проделали в нашем
фильме грандиозную работу, я очень
доволен. По сравнению с американцами
они, наверное, более классичны в своем
стиле и временами избыточно драматичны
- такая манера у меня лично
ассоциируется больше с театром. Оно и
понятно, ведь многие здешние актеры
работают и в театре и в кино. А что
касается системы» работы, то я обхожусь
простыми методами. Рассказываю, как
вижу персонажа, как хотел бы снять
сцену, - и мы начинаем.
- Почему вы решили обратиться к сюжету
о русской революции?
- Для меня история русской революции -
это история великого идеализма,
который стоял за всеми действиями
революционеров. Это были люди, которые
стремились достичь великой цели,
мечтали о глобальном улучшении жизни.
Но эта цель была «сбита» самой
реальностью! Я ценю в русской революции
именно ее замысел.
- В фильме есть сцена, где происходят
какие-то неимоверные русские народные
танцы в посольстве России во Франции.
Но в то время Россия была уже абсолютно
европеизированной страной и никто так
не танцевал...
- Это как бы инсценировка русского
времяпрепровождения - момент, когда по
ходу действия героям нужно затеять
какое-то развлечение для человека,
которого они принимают за некое важное
лицо. Но потом выясняется, что это
совсем не он, и все старались впустую.
- Смотрели ли вы «Сибирского
цирюльника» Никиты Михалкова? Там
приблизительно та же эпоха, что и у вас.
- Кое-что в картине Михалкова мне очень
нравится - например, там потрясающе
красивый визуальный ряд. Но вот что
касается сюжета... В основе, конечно,
грандиозная история. Но она как-то
теряется в процессе развития действия.
Фильм захотел вместить в себя слишком
много. Вся эта линия с жуткой машиной
для рубки леса в Сибири мне не
симпатична и вообще уводит в сторону от
главных событий. В центре должна
оставаться история любви русского
молодого человека к не юной даме-американке.
- Что значит быть независимым
продюсером?
- Это значит думать прежде всего о том,
как довести проект до завершения на
должном уровне. Потому что в итоге
именно это будет влиять на оценку
фильма профессионалами и на доходы от
проката - а это и есть показатели успеха.
Бывало, мне и моей команде приходилось
работать без зарплат и гонораров, лишь
бы хорошо снять кино. Это и есть
стратегическая цель.
-Какой из своих проектов вы считаете
самым удачным?
- Думаю, это «Взвод». Там удалось
показать все безумие войны. Там было
показано состояние американских
солдат, которые не знают, ради чего они
воюют. Конечно, я понимал, что эта тема
не может быть популярна в Америке. И тем
не менее фильм получил «Оскар».
- В России самый популярный из ваших
продюсерских проектов - «Терминатор». А
как к этой картине относятся в Америке?
Она воспринимается просто как убойный
развлекательный фильм или уже понятно,
что это классика?
- Думаю, «Терминатор-2» уже близок к
статусу классики. Хотя он, естественно,
остается развлечением. Картина вообще
очень сильно изменилась, как только в
ней появился Арнольд Шварценеггер. До
него это была преимущественно история
любви героини к мужчине из будущего. Но
Арнольд - это такая личность!.. Фильм
сразу обрел действие, не нуждающееся в
подпитках из традиционного love story.
- Судя по вашим самым громким проектам,
вас сильно беспокоят вопросы истории и
пути, по которому идет человечество.
Что вы думаете о будущем?
- Оно представляется странным и
временами страшным. Меня очень
беспокоит то, что творится в Чечне, в
Палестине. Я думаю, правительства
должны больше отвечать за ситуацию в
таких регионах. В мире вообще
происходит много вещей, которых быть не
должно.
- Чему будет посвящен ваш следующий
проект?
- Я хочу снять фильм о Королеве и о
Гагарине. Это ведь не просто часть
русской истории. Это часть истории
человечества. У нас у всех есть
паспорта, визы. Но планета - все равно
одна на всех. Но то, что это не пустые
слова, а реальный факт, понимают только
космонавты, когда отправляются в
космос.
|